Существование человека с точки зрения гештальта можно описать фразой: "Existence is a situated event of ralatedness". Дословный перевод подобрать сложно, приблизительно можно перевести как «ситуативно-событийная взаимосвязанность».
Situated - все зависит от ситуации, все происходит в контексте. Если по-гештальтистски, то это - фон. Event (процесс, событие) существования происходит в конкретном контексте.
Relatedness от слова relationship - отношения, это то, что происходит между «Мной» и «Другим».
Для тех людей, которые хотят (и верят, что могут) контролировать реальность, это очень сложно принять. "Я не определяю реальность, реальность определяет меня". При этом у меня есть выборы в каждой ситуации. Я могу выбрать участвовать в ситуации реальности. Или я могу выбрать бороться с ней, оттолкнуть ее и попробовать отрезать себя от нее. Если я борюсь, то проиграю в этой битве, так как ситуация более могущественна, чем я. Ситуация описывает мои ограничения, насколько я могу я в ней участвовать. То, насколько много или мало я могу участвовать — это мое отношение к ситуации, моя точка зрения на нее.
В терапии с клиентами терапевт также выбирает свое отношение к происходящему, к контексту: расширяющее или ограничивающее.
О работе с клиентами в ситуациях неопределенности.
В гештальте мы помним про цикл осознавания или цикл контакта. Как он работает в сессиях, когда клиент приносит ситуации неопределенности?
Преконтакт. На этом этапе важно осознавать ощущения в теле, это помогает определить в чем же истинная потребность клиента. То, что особенно важно клиенту сейчас и что отсутствует, чего очень сильно не хватает. Это и становится доминантной потребностью. Преконтакт, как раз когда определяется эта самая истинная потребность — это важная часть процесса контакта, которую клиенты часто проскакивают.
Клиент ощущает что-то неприятное и хочет прямо сейчас избавиться от этого, хочет прямо сейчас чувствовать себя прекрасно. Не хочет тратить время на исследование этого дискомфорта. Клиент хочет, чтобы терапевт сказал, что с ним не так. Клиент хочет понять, что сделать, чтобы не чувствовать ЭТО (страх, заброшенность и так далее). "Вы же терапевт, вы должны знать, скажите мне. Я вам плачу за это." Они не хотят погружаться в этот преконтакт, контактирование со своим дискомфортом, чтобы понять, что он означает в их жизни.
Сейчас, во время коронавируса, клиенты не хотят сталкиваться со своими переживаниями, чувствами по этому поводу. Они не хотят испытывают страх, беспомощность, одиночество и т.п. Они приходят, чтобы перестать это чувствовать — и вот именно тут очень важное и сложное место для клиента и терапевта. Потому что, чтобы узнать в чем потребность, нужно не спешить и потратить время, чтобы исследовать этот дискомфорт. Это место в сессиях трудное как для терапевта, так и для клиента. Что поймет клиент, исследуя свои чувства? Возможно, его страх поможет выяснить, что потребность клиента, например, в безопасности. Или, скажем, если потратить время на исследование ярости или гнева, то обнаружится потребность быть в контакте, в отношениях. И клиент будет понимать, что именно эта потребность не была удовлетворена.
Можно проделать небольшое индивидуальное упражнение. Закрыть глаза и вспомнить наиболее неприятное чувство, которое вы ощущали в последние месяцы. Это упражнение - приглашение исследовать и признать это чувство и этот опыт. Не думать, по какой причине они возникли, а просто побыть в них и услышать свои ощущения.
Возможно, вы ощутите, чего вам не хватает сейчас. И если бы это отсутствующее было у вас, то названное чувство не было бы таким тяжелым и ужасным.
В сессиях с клиентами такое распознавание может занять может занять не пару минут, как в этом упражнении, а одну, две или даже три сессии.
Важно уделять этому внимание по двум основным причинам:
1 - Вы можете показать им процесс обнаружения того, что не хватает.
2 - чтобы клиент мог назвать, вербализовать то, чего не хватает, озвучить свою потребность. Терапевт ведь не знает, в чем потребность клиента. Он учит клиентов рыбачить, а не дает им в руки рыбу.
Процесс такого преконтакта популяризирован и известен сейчас как mindfulness. Это способность сфокусироваться и услышать то, что вы чувствуете здесь и сейчас. Вне зависимости от того, насколько это вам дискомфортно или неприятно. Зачем? Для того, чтобы можно было распознать потребность, то, чего не хватает.
Сейчас наши клиенты могут приходить с очень разными потребностями. Их потребность - это производная их ситуации и их личной истории, их взросления. Осознание их контекста и процесса помогает им понять, почему они реагируют именно таким образом на такую ситуацию.
Эта часть работы для некоторых терапевтов кажется невыносимо скучной, к сожалению. Но эта критично, чтобы определить потребность, и, определив ее, переходить дальше. Мы слишком часто торопимся, чтобы перейти к действию, а это уже вторая фаза контакта. Сложно знать, как ориентироваться в мире, представлять себя в мире или мобилизовать себя, если ты не понимаешь, в чем твоя потребность.
Теперь - стадия действия. В такой неопределенной ситуации, как сейчас, сложно выбрать, какое действие предпринять. Бывает, сегодня люди чувствуют себя беспомощными, оторванными от других людей. Если они понимают, что хотят чувствовать себя менее одинокими, раньше действием было бы пойти выпить чашку чая с друзьями. Сейчас это бывает не всегда возможно. И тогда они ничего не делают, а это неправильно. Сегодня важно искать способы, что можно делать в текущих условиях. И это будет совсем не то, что можно было бы сделать 6 месяцев назад. Если поискать, и и сейчас достаточно хорошие способы организовать контакт в сложившейся ситуации. Например, "случайные акты доброты": написать e-mail тому, с кем давно не говорили или узнать у заболевшего знакомого, как его дела. Конечно, это не поможет знакомому выздороветь, но поможет обеим сторонам контакта чувствовать себя менее одинокими. Это действие адресовано к чувствам. Такое действие можно назвать актом щедрости.
С чем приходят клиенты сейчас? Некоторые люди сейчас беспокоятся об утрате дохода. Для многих это очень реальная тема. Но для некоторых это невротическое беспокойство, они боятся, что им нечего будет есть, хотя сейчас реальной угрозы нет. В таких случаях можно, например, использовать возможность сделать пожертвование в food bank (куда неимущие люди могут обратиться за едой). И неважно, какого размера будет это пожертвование. Любой акт проявления щедрости бросит вызов собственному беспокойству клиента и будет живителен.
Мы говорим о сострадательном интересе к тому, кто вокруг нас, о распознавании того факта, что мы все уязвимы. Мы разделяем нашу уязвимость с другими людьми, и это создает сообщество. Разделяя эту уязвимость, мы принимаем и разделяем реальность изменения, потери и горевания. Когда мы разделяем эту реальность, мы чувствуем общность и происходит исцеление, которое помогает переносить сложную ситуацию лучше.
Мы не можем изменить ситуацию: не можем остановить коронавирус, не можем исправить экономику страны и не можем избавиться от расизма. Но когда есть отношения "Я - Ты" с другими людьми, когда есть щедрость и доброта, и когда я могу потянуться к другим — это меняет меня и может изменить мир нашего клиента.
Мы не обязаны быть несчастными во время кризиса. Это наш выбор. Живем ли мы в состоянии сожаления или сострадательного интереса. Наши клиенты часто приходят, как раз находясь в "несчастном" состоянии. Они хотят, чтобы вы вытащили их из несчастья, развлекли. Но так не будет! Они должны сами остановить это "несчастье" внутри. Изменить отношение. Это их выбор. Важно признать, что изменения произошли, что я что-то потерял, и оплакать это.
Есть большая разница между оплакиванием/гореванием и состоянием несчастья/жалости к себе.
Состояние несчастья - такой способ избегать горевания. Состояние несчастья — удержание, а горевание — это оплакать и отпустить.
Это последняя часть цикла контакта, финальный контакт. Горевание — это здоровая реакция на потерю, на изменение. Состояние несчастья, жалости к себе - это когда человек сдерживает что-то в своей жизни, не отпускает. Это сдерживание позволяет избежать оплакивания и горевания. Тогда человек не может почувствовать и насладиться удовлетворением, вкусом облегчения, сказав себе: "Все, мне не нужно постоянно быть в горе, я отгоревал, готов жить дальше!" В этом случае он не дает себе передышки, остановки, удовольствия от завершения.
Как нам, как терапевтам, помочь человеку оставаться в горевании?
Важно напомнить, что преконтакт нужен чтобы определить потребность, а само горевание происходит на этапе полного контакта. Горевание — это про то, чтобы отпустить, принять изменение отношения. В ситуации, о которой мы сегодня говорим, происходит изменение от ситуации, которая была раньше ( а раньше она была относительно предсказуемой и стабильной, даже если нам и не нравилась) к совершенно другой. Сейчас ситуация экзистенциально-тревожная, непредсказуемая, непонятная. Раньше наша жизнь конфигурировалась вокруг относительно стабильных ситуаций. Но в последние месяцы наш мир драматичным образом изменился. Поэтому наши отношения с миром больше не функциональны и не эффективны. И нам, и нашим клиентам важно принять это изменение отношений. С этим фактом приходит огромное ощущение потери. И нам нужно отогревать, оплакать эту утрату отношений с тем, старым миром. Я не могу одновременно быть в двух отношениях - со старым и с новым миром. И как в любых завершающихся отношениях, что-то еще не завершено. Например, это может быть невыраженные благодарности, или невыраженное сожаление, или невыраженное недовольство/гнев. Или много еще других невыраженных, удерживаемых чувств.
Как терапевт, можно было бы предлагать и поддерживать клиентов выражать то, что пока осталось невыраженным по поводу этих утраченных отношений. Это пакетное предложение — все или ничего. Нельзя, как в супермаркете, выбрать что-то одно — ту пасту, или те помидоры, а остальное не взять. В нашей ситуации — все целиком: выражение гнева, недовольства и благодарности и так далее. Всей гаммы чувств. Клиенты иногда клиенты хотят все-таки выбрать "как супермаркете": им не нравится человек, который умер, и они продолжают говорить о том, чем же он им не нравился. При этом им также важно выразить как сожаление, так и благодарность.
Может ли кто-то из вас сейчас выразить благодарность (назовите три момента) за что вы благодарны коронавирусу и карантину? Если вы ничего не можете вспомнить, значит вы что-то упускаете. Чему вы благодарны, например? Возможно, вы переоценили свои ценности и теперь относитесь по-другому к своей жизни. И этого бы не произошло, если бы не коронавирус.
Даже после того, как все чувства клиентом вроде бы выражены, терапевт может продолжать настойчиво задавать свои вопросы: "А что еще ты не сказал? А еще? А еще?"
И только когда ВСЕ выражено клиентом, ничего не пропущено, тогда приходит действительное прощание. Клиент говорит "прощай" своим отношениям с прежним миром.